Багаутдинова Галия Закиевна - воспитатель высшей квалификационной категории, образование среднее специальное, педстаж 35 лет, награждена нагрудным знаком - Отличник образования РБ

Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа».

Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями, на нашей земле не было межнациональных войн.

Многонациональность нашей земли – это сила и гордость нашего государства сегодня и в будущем.

Тернистый исторический путь, пройденный башкирским народом, отмечен формированием специфических национальных традиций и свойств духовного облика, определенного национального характера, национально-психического склала. На протяжении веков башкирский народ сохранял и совершенствовал черты своего национально-этнического характера, всех видов его материальной и духовной культуры, национального языка, в народном творчестве.

В годы Советской Башкирия превратилась в аграрный и сырьевой придаток огромного унитарного государства. Нависла угроза потери языка, традиций. Происходила русификация башкирского населения. Мы с болью в душе отмечаем, что каждый третий башкир не знает родного языка.

Несмотря на все трудности, башкирский народ сумел сохранить свою культуру.

В настоящее время в условиях демократии мы впервые имеем свои символы - Государственный гимн, Государственный герб, Государственный флаг Республики Башкортостан.

После принятия в 1990 году Декларации о суверенитете и в 1993 году Конституции усилилась тенденция демократического, политического, культурного развития.

Показателем уровня государства является состояние национальной культуры. Наша культура в новых условиях на профессиональной высоте развивает народные традиции.

Национальная политика правительства республики исходит из того, что Башкирия является исторической родиной нашего народа. Это требует особого внимания к его языку, культуре, понимания проблем их развития со стороны представителей других наций.

С другой стороны, наша республика стала для многих народов родным домом, где должны удовлетворяться их национально-культурные запросы.

Задачей государства является создание возможностей для всех желающих освоить родные языки. Изучение языка должно являться не самоцелью, а быть средством приобщения к национальным культурным традициям.

Башкирскому языку придан статус государственного, расширяются его социальные функции.

Часто в городах башкирские дети и их родители общаются между собой на русском языке. Башкирский язык отводится на второй план.

Отстраненные от национальной культуры дети не смогут развивать национальные традиции. Какими талантливыми бы они не были, отошедшие от национальных традиций дети не смогут участвовать в развитии народной культуры. Поэтому воспитание и обучение детей на родном языке является непременным условием развития того или иного народа. Сегодня решается судьба родных языков – быть или не быть. Любовь к Родине, нравственность, добродушие начинается с отношения к своему языку. «Что посеешь, то и пожнешь», - говорится в народе.

Мы можем освободиться от духовного и политического кризиса, только обратившись к народной мудростикультуре и традициям.

В основе воспитания и образования личности находится семья. В современном обществе разрушаются многовековые традиции семейного воспитания, наблюдается разрыв преемственности поколения, падение авторитета семьи, который ничем не может быть заменен для нормального всестороннего развития личности.

Мать сегодня – главная фигура в непосредственном воспитании. Но эта ее роль усложняется тем, что она перегружена работой и домашними бытовыми делами.

Именно семья должна быть хранительницей народных традиций. Первые шаги ребенка, первое его слово и все, что впервые выполняет ребенок – это радость и гордость для семьи. В тех семьях, где соблюдаются традиции народной педагогикиродители постепенно учат детей трудолюбию. В деревнях на детей возлагаются обязанности пилить и колоть дрова, носить воду, чистить сараи для скота, работа в огороде, саду, на поле.

Городские дети также помогают в семье: поливают цветы, приносят газеты, вытряхивают паласы, убираются в квартире, ходят за покупками в магазин, ухаживают за младшими детьми и т. д. И в деревне, и в городе есть возможность научить детей какому-нибудь ремеслу: радиотехнике, выжиганию по дереву, вышивке, шитью, фотоделу.

Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и праздниках, не позволяют ребенку накопить опыт социальных ролей, уважительного уважения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.

Именно семья должна приобщить детей к народной культуре и народному творчеству.

Обратимся к башкирским сказкамНародные сказки воспитывают стремление помочь ближнему, учат доброте, честности и многому другому.

Однако родители сегодня недооценивают роль сказок в воспитании ребенка, во многих семьях сказку, рассказанную родным человеком, заменил телевизор. Последствия не заставляют ждать. У ребенка возникает повышенная возбудимость, нарушается сон, портится зрение.

Фольклорная песня является хорошим средством для воспитания любви, уважения к народным традициям, родному краю, искусству, культуре.

Детям нужны колыбельные песни. Почему? Потому что в них удивительно сочетаются нежность мелодии и ласковость слов, согретые любовью к малышу. Колыбельная песня – это целый ритуал общения ребенка с матерью.

Нам предстоит огромная работа по возрождению народной культуры. Если дети выступают в народных костюмах, поют и пляшут народные песни и танцы, это есть любовь к народу, к жизни, показ народной культуры, привлечение их детства к этому.

Воспитатели и музыкальные руководители в различной форме используют богатство народных традиций культуры и творчества. В детском саду организован мини-музей башкирской национальной культуры, который имеет огромное значение в пропаганде национальной культуры среди воспитанников. В группе создан уголок башкирской национальной культуры: юрты, предметы быта, куклы в национальных костюмах; показаны национальные орнаменты. Проводятся занятия по башкирскому языку. Дети, изучающие башкирский язык, будут относиться к башкирскому языкународукультуре с уважением.

В младших группах разучиваем народные колыбельные песни, потешки, формируя в сердцах маленьких детей любовь к родному краю, воспитывая уважение к родителям и взрослым.

В старших группах знакомим детей со сказками, пословицами и поговорками, загадками, играми, обогащаются их знания, воспитывается трудолюбие, развиваются умственные способности.

Пословицы и поговорки – это сокровища народной мудрости, они являются своего рода заповедями для детей.

Проведение различных праздников должно превращаться в традицию в семье и в детском саду. Это фольклорные праздники «Воронья каша»«Сабантуй»«Нардуган»«Помочь, когда режут гусей», вечера сказок, загадок, концерты народной песни, фольклорные кружки с изучением обычаев, девичьи посиделки, гадания.

Такие мероприятия помогают укреплять в молодом поколении здоровые нравственные начала и гуманные отношения между людьми. Ведь во взглядах народа на жизнь всегда прославляется добро, всегда слышен призыв бороться со злом, утверждаются общечеловеческие ценности.

Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.

14 января 2017 в 23:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.